наверх

Психология делового общения

Защитные механизмы в деловом общении

Андрей Останин
Odoo Members

В процессе делового общения человеку приходится сталкиваться с различными ситуациями, как приятными, так  и не очень. Стремясь избавиться от неприятных эмоциональных состояний, человек с помощью  «Я» вырабатывает у себя защитные механизмы личности.  

Защитные механизмы (психологическая защита) - совокупность бессознательных механизмов, функцией которых является «снижение тревоги» (Зигмунт Фрейд), «бегство от реальности» (Эрих Фромм), сохранение целостности и стабильности личности путем редукции отрицательных переживаний.

В этой статье мы разберем основные механизмы защиты и узнаем в чем суть каждого из них.

1. Вытеснение. Удаление из сознания неприемлемых потребностей, мотивов в бессознательное; основной механизм образования бессознательного.

2. Идентификация.            Уподобление  себя значимому объекту (личности, группе); бессознательное копирование черт другого.

3. Регрессия. Возврат на более ранний этап развития, использование соответствующих ему способов реагирования.

4. Проекция. Приписывание другому человеку или объекту собственных качеств, намерений, желаний. Механизм проекции проявляет свое действие в том, что собственные отрицательные качества человек бессознательно приписывает другому лицу, причем, как правило, в преувеличенном виде.

5. Реактивное образование. Замена желаемого, но вызывающего тревогу чувства и/или объекта.

6. Рационализация. Оправдание неприемлемых мыслей, чувств и действий придуманными, этически приемлемыми мотивами. Самым известным примером рационализации, очевидно, является басня Эзопа «Лиса и виноград», когда лиса, потерпев неудачу в попытках достать виноград, стала подробно «объяснять», почему она никогда и не хотела его. Мы  используем рационализацию, чтобы оправдать наше поведение, когда  в действительности наши действия непохвальны.

7. Отрицание. Непринятие происшедшего события как реального. Одна из наиболее распространенных форм такого поведения - неприятие, отрицание критики в свой адрес со стороны других людей, утверждение что то, что критикуется, на самом деле не существует. В некоторых случаях такое отрицание играет определенную  психологическую роль, например, когда человек действительно серьезно болен, но не принимает, отрицает этот факт. Тем самым он находит в себе силы продолжать бороться за жизнь. Однако отрицание чаще всего мешает людям жить и работать.

8. Сублимация. Перевод сексуальной или агрессивной энергии в культурно приемлемую  общественно полезную деятельность, часто науку, искусство; вся культура по мнению Фрейда, есть продукт сублимации.

9. Замещение. Перенос чувств и действий, вызываемых одним лицом (объектов), на другое (другой) ввиду невозможности  или небезопасности их проявления  в отношении первого

10. Компенсация. Преодоление чувства неполноценности в той или иной области путем дополнительных усилий в этой области, целью которых является достижение успеха. Оно выражается в частичном, косвенном удовлетворении неприемлемого мотива каким-либо нравственно допустимым  способом.

Как и всякий другой защитный механизм, защитная позиция характеризуется жесткостью, «автоматизированностью», чрезмерностью, тотальностью, что также следует учитывать  в процессе делового общения, независимо от их форм.

Если Вы посчитали этот пост интересным или полезным, перешлите его своим друзьям, знакомым и коллегам! Спасибо!