наверх

Куда и откуда катится розничная торговля

Взгляд практика

Андрей Останин

   Так случилось, что за эти выходные я побывал в  различных эпохах розничной торговли России. Хлебнул типично  «советского» сервиса, побывал в рознице начала моей карьеры и оказался в магазине будущего.

Odoo Members

«РОЗНИЦА» НАЧАЛА МОЕЙ КАРЬЕРЫ. 

Я попал в розничную торговлю в 2001 году. Это было начало начал. Только открывались первые Пятерочки, Евросеть еще сидела на Горбушке в виде двух магазинов, розницу в одежде представляла Sela. Я начинал работать на позиции инженера-консультанта в компании «Ультра стар», в которой было 6 магазинов. Когда я заканчивал свою карьеру в должности директора по продажам,  компания расширилась до  300 магазинов. 

Это был классический вариант магазина: витрины, прилавок и молодые люди с обязательным  хорошим техническим образованием (Политех, Военмех, Бонч, Лэти, ЛИАП или Техноложка). Зачем хорошее техническое образование? Да что бы экспертно отвечать на вопросы: как устроен мобильный телефон, как работает сотовая связь. Коммуникативные компетенции, конечно, учитывались, но были не главными. Главное — экспертная позиция. Эти консультанты, кстати, на фотографии (я в углу, на заднем плане, подключаю для проверки видеокамеру — продаю вовсю). Нас серьезно обучали на коммуникативных тренингах. Кому-то это помогало, кому-то не очень. Уровень сервиса, который мы показывали, иначе как «скромным» назвать нельзя. Он был очень скромным. Но все не просто покупали, а стояли в очереди и покупали.  Мы боролись с конкурентами количеством товара и размерами магазина.

 Самым крутым магазином был «Ультра-стар» на Марата (с фонтаном), а потом появился «М-видео» на Техноложке. Помню, я там побывал. На тот момент мне показалось, что все очень круто: трехэтажное здание,  все технологично, красиво, правильный мерчайдайзинг, продавцы такие холеные. Прошло много лет, на этих выходных я покупал телефон в «М-видео» на Техноложке. В этот раз, мне уже все не казалось таким радужным. Магазин выглядел как-то грустно, я бы даже сказал, в «ретро» стиле. Но это не главное.  Покупка и настройка телефона заняла более 1,5 часа, а в одну кассу стояло в очереди десять человек. По сравнению с «Юлмартом», у которого стандартное обслуживание 7 

минут на обслуживание одного человека, отсутствие очередей в кассу, доброжелательные кассиры, продавцы и кладовщики, все увиденное на какое то время унесло меня в 2003 год. показалось мне  — это какой-то 2003 год. Я прочувствовал, что покупка телефона – это событие! Точно так же, как это было в 2003–2004 годах. Но сейчас уже 2016!

Odoo Members

РОЗНИЦА ВРЕМЕН МОЕГО ДЕТСТВА. 

В этот же день я случайно оказался в «несетевом» магазине, и меня заинтересовала одна интересная вещица, лежащая на витрине. Продавец, опытная дама, разговаривала с подругой по телефону. Она спокойно договорила и наблюдала за мной издалека, явно оценивая. Я попросил помощи и попытался узнать стоимость  заинтересовавшей меня вещи. В ответ я услышал: «Не продается! Это под заказ!». Я,в свою очередь уточнил, что готов заказать. И опять задал вопрос о цене. Продавщица посмотрела на меня ТАК, что я все про себя понял. И сказала, доставая образец: «Вы что не понимаете — это образец, его нельзя купить, его можно только заказать!» Я понял и ретировался. Фото нет, но поройтесь в памяти и у вас всплывет  подобная картина.

РОЗНИЦА НАСТОЯЩЕГО и БУДУЩЕГО. Универмаг Au Pont Rouge, у Красного моста. Красивое и дорогое здание. Внутри все сделано на таком же высоком уровне , как и снаружи. Незаметные и услужливые продавцы, интересный  и немного странный товар (иногда думаешь, КТО ЭТО ВООБЩЕ МОЖЕТ НАДЕТЬ). Но больше всего поразил отдел косметики, особенно система сбора товара. Ты выбираешь образец, кассир пробивает его на кассе, а рядом робот в стеклянном складе собирает товар и он по транспортеру поступает на кассу. Смотри фото.

Наблюдая за роботом, я вспомнил наш склад в Ультре, в магазине на Владимирской, в подвале, и улыбнулся.

Odoo CMS - a big picture
Odoo CMS - a big picture

Я уверен, что роботы будут все больше заменять людей в торговле,  торговля будет уходить в on-line. Однако останутся и магазины, в которых будут работать отзывчивые, квалифицированные, умные менеджеры по продажам. Потому что общение в процессе продажи — это бесценно. Уверен, розница будет жить, но будет и меняться.

Если Вы посчитали пост интересным или полезным, перешлите его своим друзьям, знакомым и коллегам! Спасибо!