наверх

Дурные манеры выступающего и как с ними бороться

Взгляд практика

Андрей Останин
Odoo Members

Сегодня, как и обещал, я возвращаюсь к теме ошибок, которые могут погубить даже самую тщательно спланированную презентацию. Вернее, я расскажу о том, как каждая из ошибок воспринимается аудиторией и как с ними бороться.

Дурные манеры и вредные привычки выступающего:

1. Бормотание. Лучше говорить громким, чем слишком тихим, голосом. Тихий голос воспринимается слушателями как демонстрация неуважения к ним.

2. Запинание. Чрезмерные паузы, обычно заполненные многочисленными «э-э-э-э», ― почти всегда признак недостаточной подготовленности. Учите текс т, используйте шпаргалки.

3. Нечеткая речь. Репетируйте перед зеркалом, используйте аудио- и видеозапись для коррекции.

4. Фразы-паразиты. «Суть в том», «и все такое», «так сказать». Эти фразы сами по себе безвредны, но при слишком частом употреблении могут отвлекать аудиторию.

5. Слабый визуальный контакт. Не сверлите взглядом заднюю стенку или потолок. Не смотрите на людей агрессивно или гипнотически. Смотрите на них так, как будто вы присутствуете при обычном разговоре. Учтите: если вы отводите или опускаете взгляд, аудитория, скорее всего, не запомнит то, что вы сказали. Некоторые слушатели воспримут это как ваше стеснение по причине неподготовленности или примут ваши слова за ложь.

6. Дурные манеры. Почесывание уха, приглаживание волос, вращение в руках предметов, почесывание носа, потирание рук, заламывание рук, щелканье ручкой стоят того, чтобы избавиться от них, если они повторяются настолько часто, что отвлекают слушателей, и они начинают следить за их повторением с гораздо большим интересом, чем за презентацией.

7. Понижение голоса. Этот недостаток создает атмосферу скуки и безрадостности, поскольку с окончанием каждого предложения создается впечатление, что беседа окончена, но каждый раз она начинается вновь. Если человек заметил этот недостаток, прослушав запись собственного выступления, можно считать, что он на три четверти исправился.

8. Вздыхание и сопение. Очень тяжкие вздохи могут быть обусловлены вашей усталостью или болезнью, но слушателей это утомляет и отвлекает от темы презентации. Поработайте со своим дыханием.

9. Чмоканье-цоканье. Главное — заметить это и найти возможность для изменения этой привычки. Вероятно, это ослабление мышц или болезни десен.

Подробнее остановимся на фразах и привычках, которые могут испортить презентацию.

Фразы, которые могут испортить презентацию:

1. Угрозы (вызывает страх, подчинение, обиду, враждебность). «Я сейчас докажу, что вы неверно понимаете это…», «Вы можете потерять большее, долго думая…».

2. Приказы (когда мы используем власть над другими). «Не спрашивайте почему, делайте, как вам советуют профессионалы», «Не сомневайтесь, действуйте!»

3. Критика. «Вы недостаточно четко сформулировали критерии и требования», «Вы постоянно отвлекаетесь».

4. Оскорбительные высказывания. «Так может подумать только недоучка», «Чего еще можно ожидать от бюрократа?», «Даже младенцы знают это».

5. Слова-«должники». «Вы должны принять решение», «Вы должны смотреть на факты», «Вы не должны сомневаться».

6. Сокрытие важной информации (реплики-ловушка). «Вам этот проект придется по душе» (не сказав, почему именно).

7. Диагноз мотивов поведения. «Вы сомневаетесь, потому что не понимаете, в чем дело», «Вы задумались, значит, вас это волнует!»

8. Несвоевременные советы (когда человек просто хочет быть выслушанным). «Почему бы вам не сделать этот шаг?», «Просто не обращайте на это внимание», «Ваш вопрос стоит задавать в конце».

9. Убеждение логикой. «Нечего тут спрашивать. Все это довольно логично», «Если логически подумаете, поймете, почему это верно».

10. Отказ от обсуждения вопроса. «Здесь нет проблемы, можно это не обсуждать»

11. Соревнование. «И это вы называете сложностями? Вот мы испытывали настоящие сложности».

ВАЖНО: если вы заметили, что какие-то из приведенных ошибок встречаются у вас, не стоит расстраиваться. Теперь вы знаете своего врага в лицо, а значит, сможете легко его победить!

Если Вы посчитали пост интересным или полезным, перешлите его своим друзьям, знакомым и коллегам! Спасибо!