наверх

Что может позволить себе бизнес-тренер? Где грань между обучением и изменением ценностей?

Взгляд практика

Андрей Останин
Odoo Members

  Мне запала в душу одна история:

«Один директор школы посылал  письмо каждому учителю, которого брал на работу:
"Уважаемый учитель!
Я пережил концлагерь, мои глаза видели то, чего не должен видеть ни один человек: 
- как ученые инженеры строят газовые камеры; 
- как квалифицированные врачи отравляют детей; 
- как обученные медсёстры убивают младенцев; 
- как выпускники высших учебных заведений расстреливают и сжигают детей и женщин...
Поэтому я не доверяю образованности.
Я прошу вас: помогайте ученикам стать людьми. Ваши усилия никогда не должны привести к появлению учёных чудовищ, тренированных психопатов, образованных убийц.
Чтение, письмо, арифметика важны только тогда, когда помогают нашим детям стать более ЧЕЛОВЕЧНЫМИ".

Моя профессия – управление. Уже более 10 лет я отвечаю за большие  коллективы. Меня увлекает обучение взрослых людей.  Все эти десять лет я обучаю людей , которые занимаются бизнесом.

 И у меня часто стал появляться вопрос: «Насколько бизнес-тренер, педагог, учитель может и должен менять ценности взрослого человека?» Или, стоит остановиться на  изменении навыков,  за которыми обычно приходят (по крайне мере ко мне) на тренинг?

В этом вопросе мне очень близка позиция Эдуарда Саульевича Тиктинского: «Не допускать духовного фюрерства». Считаю, что эта метафора очень хорошо очерчивает границы дозволенного в процессе коммуникаций и обучения.

Уверен, у каждого из вас есть примеры, когда бизнес-тренер позволял себе «лишнее» и навязывал свои ценности, или пытался перековать ваши.

Однако я считаю, что задача бизнес-тренера, а особенно бизнес-тренера практика, предостеречь своих учеников от ошибок, которые они могут совершить.

Я приведу простой пример. Меня иногда (в последнее время все реже и реже)  спрашивают на тренингах по продажам: «В каком случае можно  обманывать клиента?». Ответ мне кажется очевидным. Но оказывается, он не очевиден для всех. Я стараюсь очень аргументировано объяснять, почему этого НИКОГДА нельзя делать, и к чему это может привести.

Это изменение ценностей человека?

НЕ знаю. Но мне важно, чтобы как можно больше людей в нашей стране, работающих в продажах, выстраивали с клиентами честные и партнерские отношения!

И я буду изо всех сил стараться держать тонкую грань между «передачей опыта» и «духовным фюрерством».

Если вы посчитали пост интересным или полезным, перешлите его своим друзьям, знакомым и коллегам! Спасибо!