наверх

Чему учить руководителей?

Взгляд практика

Андрей Останин
Odoo Members

  

  Для меня вопрос «Чему должен учиться руководитель?»  стал актуален уже давно. В 2003 году я занял свою первую руководящую должность и понял, что нуждаюсь в получении новых знаний: как руководить моими 5-30 подчиненными, организовывать процессы, управлять продажами, предотвращать и разрешать конфликты, обучать людей. И я начал искать, где их можно получить.

К сожалению, в 2003 году вариантов, которые я нашел, было очень мало.

1. Получение второго высшего образования (экономического или юридического).

2. Программы MBA. Тогда они только стали появляться, были невероятно дорогими, и образование велось на английском языке.

3. Посещение открытых трениговых программ. Но, в то время, их было трудно найти, да и особого доверия они не внушали.

4. Участие в Президентской программе по подготовке управленческих кадров для народного хозяйства РФ.

Это все что я смог найти на тот момент.

Поэтому я выбрал Президентскую программу в одном, как мне казалось престижном, ВУЗе, о котором восемь лет назад я не мог даже и мечтать. Результат меня удивил по двум причинам: знания-контент и качество образования. Знания носили лишь теоретический характер и никак не были связанны с практической деятельностью. Они не могли мне помочь как руководителю. С таким же успехом я мог  разгадывать кроссворды. Качество образования тоже никак меня не радовало. Я окончил ЛЭТИ, и привык к тому что требования к студентам в высшем учебном заведении должны быть высокими. Нас заставляли УЧИТЬСЯ, УЧИТЬСЯ, УЧИТЬСЯ. В этом же вузе для меня многое было не понятно и не приемлемо: откровенно предоставляемые возможности для списыванияна экзаменах, лекции, заполненные на 90% историями преподавателя и многое другое. В результате диплом у меня есть, а знаний, к сожалению, нет

Дальше пошли книги, книги и снова книги. Еще в то время я заметил, что чтение  было для меня полезным только в тех случаях, когда я сразу делал какие выписки или применял полученные знания на практике.

Но в основном мое обучение, как руководителя, строилось на практическом опыте. Я учился на своих ошибках, брался за любые проекты, которые никто не хотел делать. И пробовал, пробовал, пробовал.

В 2011 году я уже смог позволить себе MBA. Конечно, был небольшой страх снова потратить свое время в пустую. Осадок от Президентской программы прочно укоренился в моем подсознании. К счастью, здесь меня ждал приятный сюрприз. Я учился в Advanced Management Institute Бизнес-школы AMI. Удивило качество преподавания. Особенно понравились западные преподаватели. Их курсы были очень интересны, полезны и практичны. Но и здесь были свои особенности: знания, которые давали на программах MBA, больше подходили для решения стратегических задач руководителя, но ни как не затрагивали тактические вопросы управления.

Что же делать молодому руководителю, который не хочет или не может учиться на своих ошибках?

Я считаю, что руководитель для того, чтобы стать эффективным, здоровым и счастливым, должен пройти следующие этапы обучения:

1. Тактическое управление людьми: классификация сотрудников, постановка задач, влияние на сотрудника, контроль задач, обратная связь, разрешение конфликтов.

2. Построение бизнес-процессов: системный и процессный подход в управлении, управление по целям, планирование, операционная деятельность, регулярный менеджмент.

3. HRM: портреты сотрудников, наем и отбор, оценка в процессе работы, системы мотивации, обучение, профилактика выгорания.

4. Деловая презентация: выступления и слайды.

5. Обучение в профессиональной области: например  управление продажами.

6. Стратегические компетенции: стратегия, лидерство, маркетинг, финансы.

Odoo Members

Обучая руководителей, я передаю знания и помогаю реализовать навыки по первым 5-ти пунктам. А шестой рекомендую проходить на программах MBA (к примеру в Advanced Management Institute).

Сейчас ко мне обращаются все больше партнеров Холдинга RBI и агентств недвижимости. В связи с увеличением конкуренции, более сложной ситуации на рынке, конкурентными преимуществами становятся простроенные бизнес-процессы и эффективные руководители. Мы закончили программу обучения «Хочу квартиру» для руководителей агентства недвижимости. У коллег теперь есть план по внедрению полученных знаний. Конкуренты — берегитесь!

Если Вы посчитали пост интересным или полезным, перешлите его своим друзьям, знакомым и коллегам! Спасибо!